С. Каракозово Арзамасского уезда Нижегородской губернии:
Священники только и живут поборами, берут с нас яйцами, шерстью, коноплями и норовят, как бы почаще с молебнами походить за деньгами, умер - деньги, женился - деньги, берет не сколько даешь, а сколько ему вздумается. А случится год голодный, он не станет ждать до хорошего года, а подавай ему последнее, а у самого 33 десятины земли и грех бы было хлебом-то брать, строй ему дом за свой счет на последние крохи, не построишь - и служить не станет.
читать дальше
* * *
Приговор крестьян Макарьевского уезда Нижегородской губернии в Государственную Думу:
Все крестьяне втихомолку обижаются на церковный причт. Сегодняшние священники для крестьян чужды, они не ездятк крестьянам в деревни крестить детей, за венчание берут сколько хотят, берут деньги себе за праздничные молебны в церкви, а так же за похороны. Все это крестьян - людей темных - возмущает. Церкви строили наши прадеды, а распоряжаются всецело приезжие люди.
* * *
Из заявления крестьянского схода Рибшевской волости Поречского уезда Смоленской губернии
Церковные служители, священники тащут с бедного крестьянина за похороны 7-10 рублей, за венец от 10 до 25 рублей, за молебны само собой и т.п., требуют плату с живого и мертвого. Спрашивается, где же бедному крестьянину оплатить все, когда он лишь в силах отбыть казенные повинности, а тут пан и священник. Так вот и живешь, все время мучаешься, как несли рабство наши предки и отцы.
Источник:
Сенчакова Л.Т. Приговоры и наказы российского крестьянства. 1905-1907 г.г. Т.1: Ин-т российской истории РАН, 1994. Стр. 188-189